Духовное наследие
о. Александра Шмемана
Дорогие друзья!
Горячо рекомендую послушать радиобеседы замечательного русского священника
Православной Церкви в Америке о. Александра Шмемана по приводимой
ссылке. Уверен, что они обогатят вас духовно и умножат ваши знания
о нашей христианской вере. Послушайте, не пожалеете! Беседы протопресвитера Александра Шмемана на радио «Свобода»https://azbyka.ru/audio/besedy-na-radio-svoboda-shmeman.html Храни вас всех Бог! Всегда ваш, прот. Александр Борисов.
Дорогие друзья!
Вы можете читать тексты замечательных лекций недавно скончавшегося
прихожанина нашего храма, Бориса Михайловича Балтера. А также можете
послушать его замечательные лекции о Библии по ссылке Духовное
наследие Бориса Балтера
Дорогие
прихожане! Обращаюсь к вам по вопросу, который приобретает большую важность
в связи с окончанием зимнего сезона. Речь идет о парковке автомашин на
территории нашего храма. К великому сожалению территория храма небольшая
и там возможна только парковка нескольких машин сотрудников храма, в соответствии
со списком, который дан дежурным по храму.
Это связано с необходимостью
всегда оставлять возможность заезда на территорию храма пожарных машин.
В отношении возможности парковки других машин вне территории храма можно
посоветоваться с дежурными. Они дадут подробную информацию. Надеемся на
ваше понимание! Храни Вас Бог!
Настоятель храма, прот. Александр
Борисов
25 апреля 2024
Седмица 6-я Великого поста (седмица ваий)
Прп. Василия исп., еп. Парийского (после 754)
На 6-м часе: Ис. LXV, 8-16. На веч.: Быт. XLVI, 1-7. Притч. XXIII, 15 - XXIV, 5
Оглашение
Расписание катехизации 2024г.
(Лекции и семинары будут проходить по четвергам, начало в 18.30).
25.04 - Исповедь. Оглашение.
27.04 – Лазарева Суббота. Крещение. ( в 15ч)
02.05 – Великий Четверг. Семинара не будет.
09.05, 23.05, 30.05 – Семинары по темам: Богослужение. Молитва. Церковный
год. Церковный обиход и др.
Последовательность семинаров на усмотрение ведущих групп.
Лекция искусствоведа Ирины Языковой "Богословие иконы" (на примере
иконостаса нашего храма) 16 мая в 18.30.
Сегодня
День Рождения Виктора Трошина. Даже не верится, что прошло три года, как
он не с нами.
Но с нами все то хорошее и доброе, что Витя сделал в приходе. Царство
небесное и вечная память!
24 апреля 2024
Седмица 6-я Великого поста (седмица ваий)
Сщмч. Антипы, еп. Пергама Асийского (ок. 68)
На 6-м часе: Ис. LVIII, 1-11. На веч.: Быт. XLIII, 26-31; XLV, 1-16. Притч. XXI, 23 - XXII, 4
23 апреля 2024
Седмица 6-я Великого поста (седмица ваий)
Мчч. Терентия, Помпия, Африкана, Максима, Зинона, Александра, Феодора и иных 33-х (ок. 249-251).
На 6-м часе: Ис. XLIX, 6-10. На веч.: Быт. XXXI, 3-16. Притч. XXI, 3-21
Дорогие
друзья!
Предстоящий
месяц изобилует радостными событиями. Первое из них – Пасха, Праздник
Воскресения Христова. Затем 9-е мая – воспоминание о Победе в Великую
Отечественную войну. Кроме этого, каждое воскресенье после Пасхи – радостные
воспоминания событий последующих воскресных дней. Пусть эти воспоминания
поддержат каждого из нас в этот нелегкий период нашей истории.
Прежде всего, конечно, всех поздравляю со светлым Праздником
Воскресения Христова! Всем от всего сердца желаю радости, здоровья и благодати
Божией!
Желание
моего сердца привести в этом письме несколько отрывков из проповедей о.
Александра Меня сказанных в этот же период церковного года.
Вот несколько слов из пасхальной проповеди о. Александра
Меня.
«Господь
являлся по Своем Воскресении многим и каждому человеку по-разному. В одних
обстоятельствах это была плачущая Мария Магдалина, одинокая, скорбящая
у пустого гроба; в другом случае это был Петр, растерянный и смущенный,
вернувшийся из сада, где он нашел гробницу с отваленным камнем. Потом
мы видим учеников на озере. Иоанн чувствует его сердцем и узнает его,
Петр же, бросаясь вплавь, спешит к Нему. И, как мы читаем в посланиях
апостола Павла, среди последних, кому явился Господь, был он, Павел-Савл,
который гнал Церковь Божию.
И вот это продолжается и сейчас. Христос, воскресший
незримо, но ощутимо является каждому. И в жизни каждого из нас, кто хотя
бы на мгновение чувствовал близость миров иных, совершается встреча с
Воскресшим Господом, и Он приходит к каждому, стучась в дверь его сердца,
находя каждому свои слова. И наше дело услышать, наше дело отозваться
на этот стук, потому что Господь пришел спасти, одухотворить и изменить
жизнь не только всех, но и каждого из нас.»
Неделя
о Фоме (12-го мая). «Десять
учеников были вместе, когда Господь, победивший смерть, пришел к ним и
сказал: «Мир вам!» Драгоценные слова: Он принес в души человеческие мир,
тот мир, который сейчас и к нам приходит. И вот Он с ними беседует, и
посылает их проповедовать Слово Божие. А одного среди них нет — Фомы.
И когда он приходит, все бросаются к нему и говорят: «Брат наш, Фома!
Мы видели Господа, мы видели Его живым, мы прикасались к Нему!» И такая
боль, такая обида в сердце Фомы вскипела, что он сказал: «Не верю!» Хотя
ему говорили десять человек, его братьев, он сказал: «Не поверю, пока
я своими руками не потрогаю Его ран, не буду осязать Его тело, ожившее
вновь».
И
вот проходит время, снова собрались ученики, заперли двери, потому что
они боялись преследований, и внезапно снова раздается знакомый голос,
голос Иисуса: «Мир вам!» И Он стоит среди них. И первый, к кому Он обратился,
— это Фома. Иисус говорит: «Фома, дай твою руку, прикоснись к Моим ранам,
удостоверься, проверь». Конечно, Фома не стал этого делать, и только лишь
увидев Господа, он, потрясенный, пал перед Ним со слезами: «Господь мой
и Бог мой!» А Иисус сказал ему: «Вот ты поверил, потому что увидел. Но
счастливы те, кто верит, не видя».
Кто же это? Это мы с вами. Мы не видели Господа во время
Его земной жизни. Но мы видим Его своими духовными очами, Он живой среди
нас, и нам не надо прикасаться к Нему. Сколько было людей, которые видели
Его собственными глазами, слышали Его слово, шли за Ним по дорогам — и
не поверили, потому что сердце их не отозвалось на зов Христов. А мы с
вами на этот зов отозвались — слабые, немощные — разные, все пришли к
Господу со словами: «Господь мой и Бог мой».
Неделя жен-мироносиц (19-го мая). «Сегодня праздник жен-мироносиц
и день памяти Иосифа и Никодима — двух фарисеев, двух членов совета, которые
погребали Господа, — это день прославления верности, ибо только эти люди
в первые дни после распятия остались верны Господу. Никодим с Иосифом
верили слову Иисусову, но боялись прежде открыто выражать свою веру в
грядущее Царство Божие, они приходили к Нему тайно.
И
они сохранили верность Ему в самые отчаянные, в самые плачевные мгновения,
когда все ученики, оставив Господа, разбежались. Иосиф с Никодимом, рискуя
своим положением, пошли к Пилату и попросили разрешения похоронить тело
казненного учителя.
А женщины смотрели издалека, они не смели приблизиться,
но зато они были на Голгофе, там, где мало кто был из близких к Господу.
Поддерживая под руки Деву Марию, стояли женщины, о которых мы почти ничего
не знаем. Нам известны только их имена: это Мария из Магдалы — Мария Магдалина,
это Иоанна — жена управителя Иродова Хузы, это Саломия — мать апостолов
Иакова и Иоанна и несколько других женщин из Галилеи. Они стояли на Голгофском
холме и смотрели, как умирал их Господь и Учитель. Они видели, куда положили
тело, и дали себе слово: когда пройдет запретный день субботы, в который
нельзя ничего ни покупать, ни продавать, они пойдут, купят ароматов, помажут
тело Господа, и от себя совершат заупокойный обряд, ведь Иосиф и Никодим
совершили его второпях перед заходом солнца.
Вот
удивительно: именно этим женщинам первым явился Господь, а потом уже Петру
и другим. Это радость победы и веры, которая проявила себя, как верность
в горькую и трудную минуту. Так и наша вера. Она без верности невозможна,
потому что разные бывают обстоятельства в жизни, разные состояния души
и тела. Когда ты унываешь, болеешь, страдаешь, когда у тебя руки опустились
и сердце полно горечи, и на всю жизнь обида — вот тогда сохранить верность
Господу — это и есть настоящая вера.
Сегодня
мы вас всех поздравляем — матерей, бабушек, жен, сестер, дочерей — с вашим
общим днем христиан-женщин, чтобы Господь благословил вас и укрепил на
служение евангельскому Духу и Правде.»
Неделя
о расслабленном (26-го). «Слушая
евангельский отрывок о раслабленном, мы сразу видим себя, как бы лежащих
вот здесь, в своих немощах и своих грехах; и мы знаем, что есть только
Один, Кто может нас исцелить. И если Он нам протянет руку, то не будем
мы Ему неблагодарны. Ведь это Он стал для нас живым источником воды исцеления.
Подумайте, там была купель, где только редко-редко вода становилась целебной,
и туда бросались отчаянные люди.
У
нас есть другая купель — Слово Божие, неисчерпаемый источник жизни, святое
Евангелие, священная Библия, в которой заключено все, что нужно для жизни
человека. Наш источник — Святая Чаша, к которой мы подходим, молитва,
наша жизнь в Церкви; этот источник оживляется не раз в год, а всегда;
каждый может приступить к нему в любое время. Только прикоснись, только
пожелай, только приникни к Господу — и ты почувствуешь исцеляющую силу.
Когда годы сгибают спину, когда разлуки, огорчения, оскорбления,
обиды, разочарования — все то, что омрачает нашу жизнь — ложится на душу,
как камень. Когда нас точит и горе, и уныние, и пустая серость жизни,
когда мы действительно похожи на мертвецов, на паралитиков, на неисцелимо
больных, вспомните, что есть у нас единственное Имя, сладчайшее Имя, Имя
Иисуса, которое нас поднимает, и исцеляет, и оживляет.»
24
мая – день памяти Равноапостольных
Мефодия и Кирилла, учителей словенских. День тезоименитства Патриарха
Московского и всея Руси Кирилла. Сегодня святая Церковь вспоминает двух
людей, двух мужей, равных апостолам, которые сыграли немалую роль для
нашей страны, потому что благодаря их трудам, их усилию, их служению Слово
Божие впервые внятно прозвучало на славянском языке.
Оба
(а они были родные братья) были детьми важного сановника, военачальника
царского. И сам Мефодий, старший из братьев, служил офицером при византийском
императоре. Перед ним была блестящая карьера, манящее для молодых людей
будущее. Казалось, что им еще было нужно! Они были обласканы при дворе,
оба были образованны, оба были окружены уважением, любовью с младенческих
лет. Они могли стать генералами, сенаторами; они могли прославиться по-человечески,
по-мирски. Но они избрали совсем другую славу. Они хотели служить не себе,
не своему честолюбию, не своему тщеславию, а послужить только Самому Христу.
И наконец Господь призывает их к главному подвигу их жизни. Что же это
за подвиг? Нести дальше свет Христов тем народам, которые этого света
еще не имели. Мефодий и Кирилл задумывают смелое, неслыханное в те времена
предприятие: перевести на народный славянский язык Священное Писание и
церковное богослужение» (обрыв записи).
После пребывания братьев в Крыму, где они крестили хазар,
они вернулись в Константинополь и Кирилл составил для славянского языка
особую азбуку и начал перевод Св. Писания на древнеболгарский язык. В
863 г. братья трудились с Моравии более трех лет, обращали язычников,
обучали славянской грамоте и переводили богослужебные части Св. Писания
и главнейшие церковные чинопоследования.
В 868 г. братья прибыли в Рим, где их торжественно встретил
папа Адриан II. Братья принесли в Рим часть останков папы Климента
Римского, которые они открыли в Крыму. Папа Адриан II одобрил не только
славянский перевод Св. Писания, но и славянское богослужение, освятив
принесенные братьями славянские книги. Кирилл скончался в Риме в 869 г.
и был погребен в базилике св. Климента.
Мефодий был возведен папой Адрианом II в
сан архиепископа Паннонии (территория современной Венгрии), которая управлялась
князем Святополком, где Мефодий совершал богослужения и миссионерство.
Это был период жесткого противостояния Мефодию со стороны баварских епископов,
в результате которого в 870 г. Мефодий был заключен в тюрьму и три года
пробыл в заключении в самых ужасных условиях. Папа Иоанн VIII заставил баварских
епископов освободить Мефодия и возвратить его в Моравию, где Мефодий продолжал
дело церковного устройства. Нравственно строгий Мефодий боролся с распущенностью
князя Святополка и вельмож, вызывая этим их недовольство.
В 880 г. Мефодий был приглашен папой Иоанном VIIIв Рим, где папа
вручил ему буллу, в которой подтвердил правоверие Мефодия и разрешение
славянского богослужения. В 883 г. Мефодий занялся переводом на славянский
язык полного текста канонических книг Св. Писания. Тогда же он перевел
Номоканон и Патерик.
Скончался
Мефодий в 885 г., благословляя византийского императора, князя Святополка
и народ. Погребен он был в своей соборной церкви (место ее остается неизвестным).
Со смертью Мефодия дело его в Моравии приблизилось к гибели. Началось
преследование его учеников и уничтожение славянской церкви. До 200 клириков
– учеников Мефодия было изгнано из Моравии или продано в рабство в Венецию.
Дело Кирилла и Мефодия получило дальнейшую жизнь и расцвет у южных славян:
у хорватов, сербов, особенно же у болгар и, через болгар, у русских, восточных
славян, соединивших свои судьбы с Византией. Через посредство Болгарии
кирилло-мефодиевское наследие оказало огромное воздействие на культуру
Руси, Сербии, Чехии и Хорватии. Крещение Руси, состоявшееся век спустя,
в 988 г., и вся последующая история России по существу стали возможными
именно благодаря равноапостольскому подвигу святых братьев.
Дорогие друзья, всех поздравляю с приближающимся праздником
Воскресения Христова! ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ! Всем нам желаю мира, здоровья,
сил и помощи Божией во всех наших делах и планах. Храни вас Бог!
Всегда ваш, прот. Александр Борисов.
23 апреля 2024 г.
22 апреля 2024
Седмица 6-я Великого поста (седмица ваий)
Мч. Евпсихия (362)
На 6-м часе: Ис. XLVIII, 17 - XLIX, 4. На веч.: Быт. XXVII, 1-41. Притч. XIX, 16-25
Очередное
соборование состоится:
23 Апреля, Вторник в 18 ч
Дорогие,
28 апреля в воскр в 14.00 в храме состоится Приходская встреча, посвящённая
событиям Страстной седьмицы на тему:
"Вы куплены дорогою ценою".
В программе:
- молитва, сообщения по теме
- просмотр отрывков фильма "Иисус из Назарета"
- малые группы
- пение, молитва
Для
подготовки к встрече предлагаем обратить внимание на книги отца Александра
Меня:
"О Христе и Церкви";
"Пути Церкви";
"Церковь и мы".
21 апреля 2024
Неделя 5-я Великого поста
Прп. Марии Египетской Утр. - Ев. 2-е, Мк., 70 зач., XVI, 1-8
Лит. - Евр., 321 зач. (от полу́), IX, 11-14. Мк., 47 зач., X, 32-45
Прп.: Гал., 208 зач., III, 23-29. Лк., 33 зач., VII, 36-50.
Седмица 5-я Великого поста
Свт. Евтихия, архиеп. Константинопольского (582)
На 6-м часе: Ис. XLV, 11-17. На веч.: Быт. XXII, 1-18. Притч. XVII, 17 - XVIII, 5
18 апреля 2024
Седмица 5-я Великого поста Четверток Великого канона
Перенесение мощей свт. Иова, патриарха Московского и всея Руси (1652).
На 6-м часе: Ис. XLII, 5-16. На веч.: Быт. XVIII, 20-33. Притч. XVI, 17 - XVII, 17
Поздравляем
с Днем Рождения Ирину Языкову!
Многая
и благая лета!
Заодно
сообщаем, что лекция Ирины "Богословие иконы" запланирована
на четверг 16 мая в 18.30
Друзья!
В преддверии Пасхи приглашаем всех желающих помочь в уборке храма в субботу
20 апреля в 13 часов, с собой можно принести х/б тряпки.
Людей не хватает, будем ждать вашей помощи.
Для
подготовки к встрече предлагаем обратить внимание на книги отца Александра
Меня:
"О Христе и Церкви";
"Пути Церкви";
"Церковь и мы".
17 апреля 2024
Седмица 5-я Великого поста
Иконы Божией Матери, именуемой «Герондисса»
На 6-м часе: Ис. XLI, 4-14. На веч.: Быт. XVII, 1-9. Притч. XV, 20 - XVI, 9
15 апреля 2024
Седмица 5-я Великого поста
Прп. Тита чудотворца (IX)
На 6-м часе: Ис. XXXVII, 33 - XXXVIII, 6
На веч.: Быт. XIII, 12-18. Притч. XIV, 27 - XV, 4
Приглашаем
всех на "детскую" Литургию в эту субботу 20.04.2024г.
( Фотографии на "деткой" Литургии 23.03.24г.,
мастер-классах для детей и мастер-классе для взрослых по оказанию первой
мед. помощи предоставлены Татьяной Тимашковой, Марией Зориной и Дианой
Орловой).
Седмица 3-я Великого поста
Иконы Божией Матери, именуемой "Тучная Гора" (XVII)
Евр., 325 зач., X, 32-38. Мк., 8 зач., II, 14-17
Следующие
соборования состоятся:
9 Апреля, Вторник в 9 ч
23 Апреля, Вторник в 18 ч
"Дорогие друзья! Есть
указание Управляющего Центральным викариатством г. Москвы митрополита
Григория, кроме чтения этой молитвы за богослужением, предложить мирянам
присоединять эту молитву и к домашнему молитвенному правилу. Прот. Александр
Борисов."
5 апреля 2024
Седмица 3-я Великого поста
Прмч. Никона еп. и 199-ти учеников его (251).
На 6-м часе: Ис. XIII, 2-13. На веч.: Быт. VIII, 4-21. Притч. X, 31 - XI, 12
Друзья!
В преддверии Пасхи приглашаем всех желающих помочь в уборке храма в субботу
20 апреля в 13 часов, с собой можно принести х/б тряпки.
Людей не хватает, будем ждать вашей помощи.
4 апреля 2024
Седмица 3-я Великого поста
Сщмч. Василия, пресвитера Анкирского (363)
На 6-м часе: Ис. XI, 10 - XII, 2. На веч.: Быт. VII, 11 - VIII, 3. Притч. X, 1-22
3 апреля 2024
Седмица 3-я Великого поста
Прп. Серафима Вырицкого (1949)
На 6-м часе: Ис. X, 12-20. На веч.: Быт. VII, 6-9. Притч. IX, 12-18
2 апреля 2024
Седмица 3-я Великого поста
Прпп. Иоанна, Сергия, Патрикия и прочих, во обители св. Саввы убиенных (796)
На 6-м часе: Ис. IX, 9 - X, 4. На веч.: Быт. VII, 1-5. Притч. VIII, 32 - IX, 11
Седмица 3-я Великого поста
Иконы Божией Матери, именуемой "Умиление", Смоленской (1103)
На 6-м часе: Ис. VIII, 13 - IX, 7. На веч.: Быт. VI, 9-22. Притч. VIII, 1-21
Светлая седмица - сплошная
Прп. Зосимы, игумена Соловецкого (1478)
Деян., 8 зач., III, 11-16. Ин., 11 зач., III, 22-33
Детская
Пасхальная Литургия 30 апреля 2022
Фото Екатерины Фроловой
29 апреля 2022
Светлая седмица - сплошная
Иконы Божией Матери "Живоносный Источник"
Деян., 7 зач., III, 1-8. Ин., 7 зач., II, 12-22
Богородицы: Флп., 240 зач., II, 5-11. Лк., 54 зач., X, 38-42; XI, 27-28
28 апреля 2022
Светлая седмица - сплошная
Апп. от 70-ти Аристарха, Пуда и Трофима (ок. 67)
Деян., 6 зач., II, 38-43. Ин., 8 зач., III, 1-15.
Дорогие
друзья!
Вот наступает и последний месяц весны.
Позади радость Пасхи, которая всегда возвещает нам радость победы вечного
над временным, несмотря на трагические международные события. Очевидно,
что и наша страна и большая часть мира будут претерпевать какие-то очень
существенные изменения и в политической, и в экономической, и в духовной
жизни. В этих новых условиях каждому из нас необходимо поставить в центр
нашей внутренней жизни слова Иисуса: "Ищите же прежде Царства Божия
и правды Его, и это все приложится вам. Итак не заботьтесь о завтрашнем
дне, ибо завтрашний [сам] будет заботиться о своем: довольно для [каждого]
дня своей заботы. " (Мф.6,33-34). Последние слова очень выразительно
звучат на церковно-славянском языке: "довлеет дневи злоба его".
"Злоба" - забота, проблема. Это слово сохранилось и в нашем
современном языке: "злободневный", "на злобу дня".
Желание моего сердца поместить в это
письмо несколько мыслей о. Александра Меня из сборника "Культура
и духовное восхождение", которые, как мне кажется, не утратили
своей актуальности и сегодня.
"Мысли о гибели культуры и даже
всего человечества вовсе не примета именно нашего времени. Еще до Рождества
Христова в Риме ждали близкого конца света. Логично, что оно возникло
в век мировых войн и термоядерного оружия, в эпоху нравственных и культурных
кризисов. Нам слишком долго внушали: история неизбежно движется «к лучшему».
Впрочем, и представление это тоже появилось не вчера. В XVIII веке
его развивал французский ученый Кондорсе, позже идея безграничного
прогресса стала отличительной чертой многих философских, социальных
и политических систем. А реальная история эту идею едва ли подтверждает.
В действительности слишком многое в жизни не улучшается, а возвращается
на круги своя.
Кризис культуры возникает в тех случаях,
когда люди теряют духовные ориентиры, когда нравственная почва уходит
у них из-под ног, когда они порывают с вечными ценностями и начинают
погоню только за сиюминутными. Симптомы этого кризиса есть сегодня во
всех развитых странах. Если человек начинает пренебрегать тем, что
возвышает его над природой, общество неизбежно оказывается в кризисе.
Библия отрицает и свойственную античности
мысль о неуклонном вырождении человечества, и теорию безграничного
его развития в рамках земной истории. Библия исходит из идеи о параллельном
нарастании двух противостоящих сил: добра и зла, из постоянной борьбы
между ними. И человек в этой борьбе не может быть пассивным наблюдателем;
он призван участвовать в ней. И он сам выбирает, на какую сторону встать.
И тем не менее выход из ситуации есть
в Евангелии. Апостолы открывали перед людьми возможность духовного
преображения, призывая к милосердию. Призыв такой возрождался вновь
и вновь в человеческой истории, причем в самые тяжелые времена. В средневековье
он ожил благодаря проповеди Франциска Ассизского, учившего любить не
только людей, но всю природу, В истории Русской Православной Церкви
аналогичную роль сыграл Сергий Радонежский, которого Ключевский называл
«благодатным воспитателем народа».
Провозвестию Христа предшествовала
проповедь покаяния: к нему призывал Иоанн Креститель. И первое слово
проповеди Иисуса было: «Покайтесь». Причем в еврейском языке это слово
означает «обратитесь», «вернитесь с ложного пути». В греческом же тексте
Евангелий оно передается еще более емким словом «метаноите»,
то есть переосмыслите свою жизнь. Здесь
– начало исцеления. Покаяние не бесплодное «копание в себе», не мазохистское
«унижение паче гордости», а переоценка всего, переоценка, побуждающая
к действию. Такое действие Иоанн Креститель называл «плодами покаяния».
Еще Ренессанс пытался создать «светскую
мораль», исходящую только из человека. При этом гуманисты справедливо
упрекали средневековье в унижении человеческого достоинства. Однако,
исходя только из человека, сделав его последним мерилом и критерием
правды, сам гуманизм в конце концов пришел к дегуманизации. С эпохи
Ренессанса началась современная гуманистическая христианская цивилизация,
и она же дала образец морального разложения. И в результате подобной
гордыни человек все чаще стал восприниматься как «масса», состоящая
из ничтожных пылинок, как случайный продукт слепых сил природы, как
«дрожащая или бунтующая тварь», достойная презрения.
Многим сейчас кажется, что спасение
– в возврате к средневековому сознанию, с его фанатизмом, отрицанием
ценности земной жизни. Это едва ли верно. Критика гуманистами темных
сторон средневековья, повторяю, во многом справедлива. Но я хотел бы
напомнить, что было немало гуманистов, таких, как Мирандола, Савонарола,
Эразм, которые призывали не к реставрации «светского» взгляда на жизнь,
взятого из античного арсенала, а к возрождению духа Евангелия, духа
свободы, любви, терпимости, уважения к личности – образу и подобию
Творца. На эту линию в Ренессансе, которую частично предвосхитил уже
Данте, до сих пор не обращали достаточно внимания. А именно она несла
в себе огромные возможности для будущего.
Человеку в цивилизации дается свободный
выбор. Однако свобода не избавляет людей от губительных последствий
выбора ложного. Поэтому и для современного человека важно сделать правильный
выбор. Религия как таковая в ее эмпирической земной истории – явление
далеко не однозначное. И критики ее, если они честны и добросовестны,
оказывали услугу самим верующим, помогая им ясней осознать собственные
исторические грехи.
Русские религиозные мыслители Владимир
Соловьев, Михаил Тареев, Николай Бердяев, следуя Августину, подчеркивали,
что существуют две формы религиозности: «открытая» свободная, человечная
и «закрытая», мертвящая, унижающая человека. Вечным примером столкновения
между ними является антитеза Евангелия и фарисейства. Апостол Иоанн
предостерегал: «Не всякому духу верьте». Он дал и критерий для «различения»
духов, сказав: «Кто говорит: «Я люблю Бога», а брата своего ненавидит,
тот лжец». В этом апостол был верен Евангелию Христову и пророкам Ветхого
Завета, которые провозглашали, что служение истине и Богу невозможно
без верности нравственным заветам, данным человеку.
Кто будет осуществлять возврат к духовным
ценностям, которых мы лишились? Во многих наших современниках есть
желание переложить труд и ответственность на кого-то, хотя бы, например,
на Церковь. Но Церковь часть общества. мы не сможем действовать плодотворно,
если сами не переживем покаяния, если не будет и дальше меняться общий
климат в стране. Необходимы совместные усилия людей разных взглядов
на общей почве, которая объединяет верующих и неверующих. Такой почвой
является оздоровление правопорядка, милосердие, сохранение и развитие
культурного наследия.
Природа в своем развитии была направлена
на создание существа, способного быть носителем духа. Таковым стал
человек. Но он еще очень далек от подлинной одухотворенности. То, что
ей содействует, содействует вселенскому Замыслу о мире. То, что препятствует,
идет вразрез с божественной целью, которая на языке Библии именуется
Царством Божиим. Мы христиане, не сомневаемся в том, что оно наступит,
что наша несовершенная история выйдет за свои пределы и откроет человечеству
путь в Бесконечное. Все, что служило Царству, получит в нем свое высшее
осуществление. Все, что шло против него, исчезнет. Каждый из нас – участник
этого богочеловеческого процесса. Его можно называть Эволюцией. Но мне
это слово кажется обедненным, поскольку предполагает слепое течение
событий. А я верю в смысл, в духовную целенаправленность бытия. И это
накладывает на всех нас огромную ответственность.
Говоря «не заботьтесь о завтрашнем
дне», Иисус Христос не призывает к легкомыслию или беспечности. Он предостерегает
лишь от той мучительной и бесплодной «озабоченности», которая так часто
терзала людей, не помогая делу, и поселяла в них страх, тревогу, чувство
бессилия. Мы слишком порабощены временным, преходящим. Это болезнь и
Запада и Востока.
Нагорная проповедь Иисуса
начинаются словом «блаженны», то есть счастливы, имеют полноту жизни,
а кончаются заповеди блаженства, вернее, обетования блаженства, так:
«Радуйтесь и веселитесь, ибо велика ваша награда на небесах». О ком
же говорит Господь? О тех, кто всегда преуспевал? — нет; о тех,
кто всегда жил безоблачно, безболезненно, беспечально? — нет; о
тех, кто не испытал в жизни препятствий, разочарований? — нет.
Господь называет счастливыми плачущих, гонимых за правду и говорит нам,
что в самом страдании Он пребывает с нами.
Имеет
ли это к нам отношение? Прямое! Потому что весь мир страдает, каждый
человек страдает. Недаром в Новом Завете сказано: «Мир лежит во зле».
И сколько бы ни менялась жизнь на земле — от чего страдали люди
пять тысяч лет назад, от того же страдают они и теперь. И те же у нас
грехи, и те же у нас печали, и то же нас тревожит и в близких, и в далеких,
и нет мира на земле — как была война, так и остается повсюду, —
такова человеческая жизнь.
Господь говорит нам: «В мире будете иметь скорбь». Но почему же Он,
возвещая нам Свое учение, начинает со слов «вы блаженны», «вы счастливы» —
и заканчивает: «радуйтесь и веселитесь». В этом сила Христа Спасителя,
Который пришел именно к страдающим, именно к тем, кому Он сказал: «Придите
ко Мне, все труждающиеся и обремененные». Так в темной пещере открывается
окно, и оттуда льется свет, потому что Он говорит: «Все, кто страдает,
радуйтесь, потому что Я страдаю с вами, Я вас выведу в светлый мир.
Радуйтесь и веселитесь, ибо велика ваша награда на небесах».
Какая же это награда? Бесконечная любовь Христова, которая нас объемлет,
как свет, как блаженство, как радость, как мир. И мы с вами приходим
сюда, в храм, чтобы призвать Его, потому что здесь Небеса; они спускаются
к нам, когда мы совершаем Божественную литургию, Сам Господь приходит
сюда, и Небо здесь начинает сиять. Значит, наша награда, которая на
небесах, — она уже здесь, уже в этой жизни. Поэтому сейчас, стоя
в храме и молясь, мы должны почувствовать, что Божия рука, Христова
благодать на каждом из нас, что Он нас поднимает, дает нам силы, дает
нам радость, потому что нет у нас иного Спасителя, кроме Господа Иисуса.
Вместе с Ним, страдающим нашими страданиями, меняется все — скорбь
превращается в радость, тьма рассеивается, наступает свет, и мы можем
распрямить свои спины, посмотреть вперед и сказать: «С нами Бог, разумейте,
языцы, и покоряйтесь». Мы можем сказать: «Господь просвещение мое и
Спаситель мой, кого убоюся».
Так наступает радость и в темноте начинает светить свет: «Свет во
тьме светит, и тьма не объяла его». Этот свет мы можем принять только
очами веры. Ничто нас не спасет, кроме веры, которая приводит ко Христу
Спасителю. Потому что Он Сам говорит: «Придите ко Мне!» И мы должны
сами сейчас прийти к Нему — и тогда найдем покой душам нашим —
свет, мир, любовь, радость, блаженство."
Всем нам желаю скорейшего наступления мира, а также здоровья, сил
и помощи Божией во всем. Храни вас Бог! Всегда ваш, прот. Александр
Борисов.
28.04.2022.
Приглашаем
родителей с детьми в эту субботу 30 апреля, начало Литургии в 10 часов.
После Литургии будет организовано чаепитие и мастер-классы для детей (фото
из архива)
Дорогие
наши друзья! Любители путешествий и новых открытий!
Жизнь неожиданно изменилась… Но в этой изменившейся вдруг жизни мы думаем
о пути… Собственно, жизнь и есть Путь. И, как нам кажется, не стоит ее
откладывать… Поэтому…
СНОВА В ПУТЬ!
14-15 мая 2022 г. мы приглашаем совершить небольшое путешествие
в Сергиев Посад. Да, мы прекрасно понимаем, что это более чем известное
место, но как часто это бывает многого не замечаешь… И хорошо, когда есть
некто, кто заново откроет тебе знакомые места… Наш гид Ольга Степанова
как раз из тех людей… Доверимся ей, и узнаем нечто новое, неспешно пройдем
по улицам этого города … от вокзала до Блинной горы, спустимся в бывший
когда-то овраг, чтобы неожиданно оказаться у ворот Лавры… Мы, обязательно,
как истинные паломники, поклонимся мощам Сергия Радонежского, заглянем
с экскурсией в Ризницу с дарами, в Музей Духовной Академии, пройдёмся
вокруг стен, проедем по Лаврским скитам. Прогуливаясь с горки на горку
по этому живописному городу, посетим музей Флоренского, а также музей
«Кухмистерская», где еще одно удовольствие и чай с пирожками нам обеспечены!
Ночевать будем в отреставрированном отеле «Старая гостиница Лавры», что,
по-нашему мнению, только добавит плюсов поездке, так как это гостиница
ведет свою историю с 1822 года.
ПРОГРАММА:
14 мая
8:05-9:27- электричка из Москвы с Ярославского вокзала в Сергиев Посад
09:30 – сбор группы на ж/д вокзале в Сергиевом посаде
- смотровая площадка на Блинной горе
- отель Старая гостиница Лавры, камера хранения багажа
- Троице-Сергиева лавра, экскурсия по старой территории (вокруг Троицкого
собора)
- музей Духовной академии (ЦАК) с экскурсией
- обед
– музей «Ризница» с экскурсией
– свободное время
– заселение в отель
– экскурсия по городу вокруг стен лавры (Пятницкое подворье, Ильинская
церковь, Саввинский источник, Белый пруд и др.) - пешком
15 мая
– завтрак
– автобусная экскурсия «Скиты и подворья Троице-Сергиевой лавры»: скит
Параклит, Спасо-Вифанский монастырь, Гефсиманско-Черниговский скит
- обед
– выставочный центр в доме о. П.Флоренского
- Овражный пер., Мариинский дом сестер милосредия, дом Олсуфьевых
– музей «Кухмистерская» с экскурсией и чаепитием
19:08 - отъезд на электричке в Москву
С большим удовольствием ответим
и на все вопросы и запишем в путешествие по телефонам
+7916 816-09-32 Ольга Столярова
+7903-110-21-21 Ирина Глазова
27 апреля 2022
Светлая седмица - сплошная
Свт. Мартина исп., папы Римского (655)
Деян., 5 зач., II, 22-36. Ин., 4 зач., I, 35-51
Друзья!
Очень нужна ваша помощь в добром деле - помочь в дроблении Артоса. Братья
могут помочь дробить Артос, а сëстры помочь паковать его. Дробить и паковать
Артос будем вместе с диаконом Александром Константиновым в пятницу 29
апреля с 18 часов 30 минут в трапезной (на 2 этаже приходского
дома, справа дверь от конференц-зала).
Ждём всех! Очень нужна ваша
помощь! Очень важно, чтобы вы пришли. Всем будем рады! :)))
(фото из архива)
24 апреля 2022
Светлое Христово Воскресение. Пасха
Сщмч. Антипы, еп. Пергама Асийского (ок. 68).
Лит. - Деян., 1 зач., I, 1-8. Ин., 1 зач., I, 1-17. На веч.: Ин., 65 зач., XX, 19-25
Друзья,
В эти выходные наш фонд Твореческое объединение "Круг" участвует
в Пасхальной
ярмарке проекта ТВЕРСКАЯ 15. Совпало несколько поводов поддержать и порадовать
друг друга. В Светлый день Пасхи мы особенно ждём победу Жизни над смертью,
победу
Любви и Радости! Сейчас непросто придти в эти состояния сердца и ума,
но через помощь
и участие тем, кому мы сейчас нужны, кажется, к этому все таки возможно
прикоснуться.
Ярмарка посвящена инклюзивным прикладным мастерским и сообществам. Здесь
будут
ведущие участники движения в нашем городе.
Приходите! Мы вас очень ждём! Марина Мень.
Друзья! Спасибо огромное, благодаря
вашей помощи мы вместе с диаконом Александром Константиновым смогли передать
в приют для бездомных "Ной", находящий в Шатуре Московской области,
термопоты и памперсы для болящих. И передать в другие дома " Ноя"
одежду, обувь и лекарства. Оказавшиеся
в трудной жизненной ситуации люди, пришедшие в "Ной", стараются
восстановиться физически, душевно и духовно.
Друзья! Желающие помочь могут
принести в храм памперсы для взрослых ( любых размеров), нитки для вязания,
ткани, мужскую одежду и обувь, термокружки, бритвы, очки, постельное бельё,
полотенца, подушки, одеяла, покрывала (можно б/у в нормальном состоянии),
подписав пакет «для «Ноя» диакону Александру Константинову» и оставив
у дежурных храма или передать Ирине Казьминой (тел.89653627680).
Приглашаем
ребят 12-18 лет на летний приходской подростковый выезд.
Сроки поездки: с 25 июня (суббота) по 02 июля (суббота).
В этом году сильно выросла стоимость проживания на базе отдыха. Сейчас
мы ведем переговоры о скидке, поэтому не можем начать запись, но в
ближайшие недели начнем.
У нас интересная программа,
в которой будет спорт, общение, обсуждение
отрывков из Евангелия, Литургия и многое другое.
Для записи нужно прислать свой
адрес электронной почты на email:
podrostki.hram@gmaill.com
На ваш адрес мы пришлем подробную инструкцию, как заполнить анкету и
оплатить поездку.
Великий Понедельник
Перенесение мощей свт. Иова, патриарха Московского и всея Руси (1652)
Утр. - Мф., 84 зач., XXI, 18-43. Лит. - Мф., 98 зач., XXIV, 3-35
Дорогие
друзья!
В рамках курса Катехизации приглашаем всех желающих на лекцию искусствоведа
Ирины Языковой "Богословие иконы" (на примере иконостаса нашего
храма), которая состоится в четверг 19 мая в 18.30 в Центральном приделе
храма.
Будем рады всем пришедшим на лекцию!
Седмица 6-я Великого поста (седмица ваий)
Прп. Тита чудотворца (IX)
На 6-м часе: Ис. LXVI, 10-24. На веч.: Быт. XLIX, 33 - L, 26. Притч. XXXI, 8-32
Фотографии
с одного из субботних занятий с детьми ( Воскресной школы нашего храма),
ведущие занятия Елена Антонова и Анна Кузнецова.
11 апреля 2022
Седмица 6-я Великого поста (седмица ваий).
Мчч. Марка, еп. Арефусийского, Кирилла диакона и иных многих (ок. 363).
На 6-м часе: Ис. XLVIII, 17 - XLIX, 4. На веч.: Быт. XXVII, 1-41. Притч. XIX, 16-25.
Христианские
группы самопомощи в храме продолжают цикл бесед «Жить полной жизнью».
Следующая беседа состоится 16 апреля 2022 г. с 15:00 до 16:00 в комнате
6.
Тема беседы: Как восстанавливались мои отношения с Богом?
Вопросы можно задать по тел. 8 (916) 338-91-09 (Ирина).
Присоединяйтесь! Будем рады всем!
Информация про группы самопомощи: http://damian.ru/_life/samo.php
10 апреля 2022
Неделя 5-я Великого поста
Прп. Марии Египетской
Утр. - Ев. 9-е, Ин., 65 зач., XX, 19-31
Лит. - Евр., 321 зач. (от полу́), IX, 11-14. Мк., 47 зач., X, 32-45
Прп.: Гал., 208 зач., III, 23-29. Лк., 33 зач., VII, 36-50