Дорогие
друзья!
Приближается август, последний месяц лета и последний месяц церковного
года. Наш церковный год, как вы помните, начинается по ветхозаветной
традиции именно осенью, с 1-го сентября по старому стилю (т.е. юлианскому
календарю), соответственно 14-го сентября по новому стилю (т.е. по григорианскому
календарю).
И в этот последний месяц церковного года мы встречаем два больших
праздника, - Преображение Господа Иисуса Христа и Успение Пресвятой
Богородицы, - которые своим содержанием напоминают нам о приближающемся
конце нашей временной, земной жизни и об ожидающей нас жизни вечной.
Оба эти праздника на самом деле пронизаны несказанной радостью, о которой
замечательно говорил в своих проповедях прот. Александр Мень. Предлагаю
три из них вашему вниманию. Прочтите их внимательно и его глубокая,
радостная вера коснется и ваших сердец.
Преображение Господне
Мы знаем из Евангелия, что Господь часто уходил в горы молиться —
подальше от шума городов и сел — на уединенные вершины. И тут Он
также поднялся на высокую гору, и только трех учеников взял с Собой:
Иоанна, Петра и Иакова. И стал молиться, а они тем временем заснули
(как это похоже на нас!). А когда они открыли глаза, их ослепил свет —
Господь весь сиял и разговаривал с двумя таинственными мужами.
Его лицо и все тело сияли так, что даже одежда Его стала белее снега.
И они почувствовали такое райское блаженство, такую близость Бога, такое
счастье, что Петр, не зная, что сказать, проговорил: «Учитель, давай
сделаем здесь три шалаша — Тебе и пророкам, которые к Тебе пришли».
И вот явились как бы Закон и пророки. Закон — это Моисей, а пророки —
это Илия. Откуда же апостолы узнали, что это они? Не написано на них
было — сердцем почувствовали, что это древние пророки пришли из
иного мира, чтобы беседовать с их Учителем и Господом.
«Хорошо нам здесь быть!» — сказал Петр. Вот как чувствует себя
человек около Святыни… Хорошо нам здесь быть. И в тот момент, когда
он это проговорил, как гром раздался ГОЛОС: «Се есть Сын Мой возлюбленный,
Его слушайте!». Это нам всем ответ. Нам будет хорошо, если мы будем
рядом с Ним, если мы будем Его слушать, если Он будет вблизи нас. И
это было дано ученикам, чтобы они увидели, что ожидает человека в конце
жизни, какой свет Преображения ждет нас в конце веков. И поэтому праздник
этот, праздник Преображения, Церковь приурочила к последним дням календарного
церковного года, времени итогов и плодов.
В это время мы чувствуем, что близка осень. Многие смотрят на нее
грустно и говорят: «Вот падают листья, желтеют деревья — конец
лета!» Не так ли и человек? Когда приходит осень его жизни, когда появляются
седые волосы, когда уже не хватает сил в сердце и в ногах, мы думаем:
«Пришла осень нашей жизни». Но это вовсе не плохо. Осень — время
плодов, осень — время подведения итогов, в это время многое лишнее
отходит.
И мы в это время должны постараться отойти от суеты. Человек в осень
жизни своей может подняться на гору молитвы, ближе к Богу туда, где
«хорошо нам быть». У нас иногда появляется в это время больше свободных
минут и часов, мы больше можем посещать храм Божий, больше можем читать
Священное Писание — это время благословенное.
Очень горько и страшно, когда человек в осеннее время своей жизни
тупеет, становится злобным и ограниченным, когда его ничто больше не
интересует. Тогда душа его гаснет, и он умирает еще при жизни тела.
Но тот, кто верует, кто молится, кто любит людей, тот никогда не состарится,
тот всегда будет чувствовать присутствие Божественной благодати. Даже
если нас будут покидать силы, есть Тот, Кто нам их снова умножит. Так
мы будем идти до конца дней. И когда прервется миг нашей жизни на земле
и мы уйдем в вечность, где Господь нас ждет, там нам будет так прекрасно,
как даже Петр не думал, говоривший: «Господи, хорошо нам здесь быть».
Аминь.
Преображение Господне (19 августа 1978 г.)
Праздник Преображения вместе с Успением приходится на конец церковного
года, когда уже приближается осень. Не случайно в этот день мы приносим
плоды земли для освящения: они напоминают нам о нашем совместном труде,
о труде каждого во имя Божие, по благословению Божию, во славу Божию.
Осень — время плодов, время жатвы, и поэтому праздник Преображения
как бы для нас и праздник нашей жатвы.
Вы помните, сколько раз Господь Иисус приводит нам примеры из жизни
окружающей природы, говорит о цветах, о зерне растущем, о пахаре, о
птицах небесных. Оглядываясь на этот мир, мы вслед за Господом учимся
видеть в нем напоминание и указание. Времена года проходят. Так же проходят
и времена жизни! И если хозяин своевременно не потрудился, если он весной
не вскопал землю, если он летом не ухаживал за своим полем, за своим
садом, то ему не ожидать добрых плодов.
Весна — это время нашей молодости, которая проходит так же быстро,
как проходит весна года; но уже тогда, в молодости, закладывается очень
многое, подобно тому, как весной мы сажаем, сеем, вскапываем. И сейчас
мы пожинаем плоды того, что с нами было в юности, — и добра, и
зла!
Если своевременно душу не ограждать от семян зла, если ее не перевоспитывать,
не настраивать на то, чтобы она была доброй, благословенной, отзывчивой,
то со временем она зачерствеет так, что уже никакой дождь, никакая роса
Божественной благодати не сможет эту сухую, очерствевшую землю сделать
животворящей и родящей.
Приходит зрелое время, когда мы с вами должны охранять посевы, умножать
и заботиться о них.
Господь сказал: «Я есмь виноградная лоза, а вы ветви; и тот, кто
пребывает во Мне, и Я в нем, тот приносит много плода».
Как же можем мы быть с Господом? Вы сами знаете прекрасно, что нам
это дано, что мы всегда должны иметь Его образ как бы начертанный перед
нами в наших мыслях, в наших чувствах, иначе мы совершенно напрасно
будем считать себя Его учениками и христианами.
Вы сами видите, как отломленная на дереве ветвь становится сухой,
листья на ней желтеют; она еще кажется принадлежащей дереву, но пройдет
некоторое время, и она упадет мертвой! Так может случиться с каждым
из нас, если мы будем как отломанные, засохшие ветви, не приносящие
плодов добра, правды, служения Богу.
И только на склоне жизни, когда наступает ее закат, видны результаты
наших трудов. Подобно тому, как со своего сада мы приносим сегодня плоды,
так и на склоне лет мы можем увидеть то, что успели сделать с нашими
детьми, с нашими ближними, с нашим трудом! Можем ли мы сказать, повторяя
слова апостола Павла: «Подвигом добрым я подвизался, течение совершил,
веру сохранил, а теперь готовится мне венец правды» .
Многие люди боятся старости. И в самом деле, приходит время болезней,
немощей, слабости, когда все силы притупляются и оставляют нас. Но зато
в это время отходят многие соблазны, и мы всё можем видеть в более ясном
свете. Ожесточение, страсти, которые нас терзают, должны в это время
отойти, и исполняются слова: «Благословен закат и тихий свет вечерний».
Пусть все пожилые люди повторяют эти слова и знают, что если Господь
провожает нашу осень, тогда она столь же прекрасна, как золотая осень
года.
А потом наступает зима, смерть и конец этой жизни. Но мы с вами знаем,
что за зимой наступит весна вечности! Мы знаем, что не случайно этот
праздник осени, праздник жатвы есть праздник Преображения Господня.
Если бы человек не согрешил, он бы не умирал, а преображался, восходя
к Господу в Его славе, в Его лучах!
Но вот мы умираем. Мы умираем, потому что отягчены грехами. И все–таки
Господь пришел к нам, принял на Себя наши немощи, чтобы преобразить,
возвысить род человеческий. На горе Преображения апостолы видели Его
сияющим, блистающим небесным светом!
Он, Который ходил по земле и имел человеческую плоть и душу, вдруг
засиял, как солнце, и даже одежда, которая была на Нем, заблистала.
Это значит, что всякая плоть, всякое вещество, которое в этот момент
касалось Господа, было пронизано этим небесным Фаворским светом. И если
это так, значит, Господь и нас туда поднимает со дна нашей жизни, и
нас возвышает в Своем преображении.
Ученики Его, Петр, Иаков и Иоанн, были свидетелями этого преображения.
Пока только трое, но они сами еще не были преображены, а только как
бы предвосхищали вечную весну Царства Божия. И мы с вами, хотя еще не
преображены, но, в молитве видя Господа, слушая Его слова в Священном
Писании, принимая Его благословение в святых таинствах, в делах, которые
Он нам заповедал, исполняя Его волю, мы видим Его и говорим словами
апостола Петра: «Господи, хорошо нам здесь быть, Ты рядом с нами!».
Впереди же всех людей, всех, кто надеется на это великое преображение,
идет Матерь Божия. Через несколько дней мы будем праздновать Ее Успение,
потому что это не смерть, а первое преображение, первое вознесение,
первая победа над смертью после Воскресения самого Господа.
Матерь Божия восходит к Своему Сыну. Она не Богочеловек, а такая
же смертная, как и мы с вами! Она поднимается по ступеням мироздания,
превыше херувимов и серафимов, и тем самым указывает нам путь. Она подтверждает
обетование Христа, что в конце этого восхождения нас ждет Небесный Отец,
Который преобразит нашу душу, нашу плоть, весь мир и все Свое творение,
чтобы оно приняло славу Его в незакатном Фаворском свете.
Успение Пресвятой Богородицы
Есть легенда о том, что перед смертью Матери Божией, перед ее Успением,
Ей так же, как в дни Благовещения, явился Архангел Гавриил и принес
белые благоухающие цветы, напоминающие о блистании неба, о вечной жизни, —
так гласит предание.
Может быть, так и не было на самом деле, но предание имеет свой смысл:
мы верим и убеждены, что в последние дни своей жизни Матерь Божия стремилась
соединиться со Своим Сыном. Поэтому предвестие смерти, предчувствие
конца жизненного пути и того, что Она вновь с Ним встретится, были для
Нее, подобно Благовещению, Радостной Вестью.
И вспоминаются слова, на этот раз уже не из предания, а слова апостола
Павла, который говорил: «Хочу освободиться и быть со Христом» .
В самом деле, здесь нас отделяет от Него не только стена наших грехов,
но и наша телесная слабость, и немощь, и все земное. И нам кажется,
что если мы это преодолеем, то встретимся с Ним. Но это только кажется.
Потому что Господь ждет нас не только за стеною смерти, но и за каждым
поворотом жизни.
Он обитает здесь, с нами! И Она, Матерь Божия, также была в земной
жизни с Ним, просто ее ожидала высочайшая и радостная встреча, потому
что Она — Его Мать, Царица Неба. И Ее смерть мы даже не называем
смертью, а называем сном, Успением, потому что Она первая среди людей
обрела бессмертие души и тела, воздвигнутая Господом.
Церковь верит, что нигде нет Ее останков, нет Ее костей в земле.
Мы знаем, что у величайших святых есть гробницы, мощи, есть нетленные
и тленные останки, но мы верим, что Матерь Божия их не имеет, ибо Она
была храмом Творца, храмом Слова Божия, Матерью, вскормившей и державшей
на руках нашего Господа, и тело Ее стало Божественным Храмом и было
вознесено.
Вот почему сегодня праздник, и мы, расставаясь с Ней, находимся в
радости и говорим, что Она в рождении осталась Девой, а в Своей смерти
осталась с нами подобно Ее Сыну. «Во Успении мира не оставила еси, Богородице» —
это особый дар, который был Ей дан, чтобы Она, уйдя в иной мир, продолжала
молиться за всех живущих.
Поэтому не смерть, а Успение! Как бы вознесение Ее пред очами Божиими.
Вот почему сегодня у нас праздник.
Но мы также ожидаем этого мощного призыва Божия, когда и нас, грешных
и слабых, согнутых немощами и грехами, Он воздвигнет к Себе — и
умрет в нас все тленное, слабое, старое, ветхое, греховное, а возродится
вечная юность в Царствии Божием.
Вечная юность! Потому что немощь, болезнь и старость — это братья
и сестры смерти, а там смерти не будет. Но уже здесь, сегодня мы несем
в сердце залог этого, потому что мы видим Матерь Божию вознесенной.
Она над нами, и Она среди нас, и Сын Ее действует по Ее молитвам, ибо
Она Заступница рода христианского.
Радостью называется день Успения Божией Матери. Хотя, казалось бы,
это была Ее смерть, хотя, казалось бы, Она разлучилась с земной жизнью.
Однако мы празднуем этот день, и смерть Ее называем не смертью, а Успением!
После Своего Сына, после Христа–Спасителя, Она была первая, кто обрела
радость воскресения! Она перешла через границу смерти так же легко,
как мы переходим от бодрствования ко сну. Господь взял Ее душу и вознес
Ее тело, чтобы Она была первой из всех людей, вступившей в Царство Воскресения.
Поэтому сегодняшний день есть день радости. Потому что мы с вами видим
этот путь, по которому Она прошла; лествица небесная, о которой поется
в песнопениях нынешнего праздника; гроб, который стал лестницей, в небо
уходящей.
У ее гроба мы получаем радость благословения и надежду — надежду
на то, что каждого из нас Господь приведет к Себе. И тогда наша жизнь
становится подготовкой к вечности. Уже здесь, сегодня и сейчас мы с
вами должны готовиться к великой встрече с Господом, которая может быть
для нас радостной, а может быть и горькой! — когда мы принесем
к Его подножью все бесконечное море своих грехов.
Когда мы с вами живем и действуем на земле, память смертная напоминает
нам о том, что мы должны что–то внести в этот мир, что–то оставить после
себя, что–то сделать для людей! Память смертная напоминает нам о том,
как быстро проносятся дни. Нельзя откладывать того, что Господь повелел
нам и поручил в этой жизни для будущего. Кто из нас знает, есть ли у
нас будущее!
Итак, если для человека, лишенного веры, смерть — это только
ужас, только конец, только мрак — то для нас это дорога, путь,
ворота! Ворота в Царство Господне, где нас ждет Спаситель–Господь. Аминь.
Так что, дорогие друзья, будем входить в предстоящий месяц, раскрывая
наше сердце навстречу этим глубоким и радостным событиям духовной истории
мира. Желаю нам всем здоровья, сил и помощи Божией во всех наших делах
и планах. Да хранит нас Господь Своею любовью и милосердием!
Всегда ваш, прот. Александр Борисов.
26 июля 2021 г.